Из теории государства и права известно, что одной из важнейших внутренних функций любого государства является правоохранительная функция или функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка, защиты конституционного строя от противоправных посягательств.
В целях реализации этой функции государство применяет различные средства (правовые, организационные, воспитательные и др.). К ним относятся: принятие базовых законов и подзаконных актов и их применение правоохранительными и другими органами, привлечение к юридической ответственности виновных в установленных случаях.
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Конституция РФ провозглашает Россию правовым государством, которое в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
Права и свободы человека провозглашены в Российской Федерации высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Это значит, что все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве и поэтому косвенно участвуют в правоохранительной деятельности наряду с выполнением их основных экономических и социально-культурных функций.
Для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения мер государственного принуждения к правонарушителям созданы специальные органы, для которых правоохранительная деятельность в силу закона является главной. Эти органы именуются правоохранительными.
Недостатки законодательства
К сожалению, до сих пор в законодательстве РФ нет определения понятия «правоохранительные органы РФ» и их перечня. Однако этот термин часто применяется в документах нормативного и ненормативного характера (например, в Конституции РФ, соглашениях правоохранительных органов стран СНГ, различных федеральных программах по борьбе с преступностью и т.п.) для обозначения государственных органов, призванных осуществлять правоохранительную деятельность.
Важно запомнить!
В юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган, для того чтобы его можно было считать правоохранительным:
- 1) как правило, закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности, основы управления, полномочия, силы и средства конкретных правоохранительных органов, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью;
- 2) правоохранительный орган осуществляет свою деятельность в строго установленном порядке с соблюдением определенных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность;
- 3) правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения;
- 4) законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.
Многие ученые к правоохранительным органам относят суды, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции, таможенные органы, органы обеспечения безопасности (органы ФСБ, ФСИН, ФССП России), органы охраны общественного порядка (Росгвардию, военную полицию) и др.
Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные организации. Считаем такой вывод необоснованным, так как названные органы не имеют права применять меры принуждения, а их работники не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа.
Правоохранительные органы составляют обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу государственных и негосударственных органов, выполняющих следующие задачи:
- 1) восстановление нарушенного права;
- 2) наказание нарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно;
- 3) восстановление нарушенного права и наказание нарушителя одновременно, когда имеется возможность восстановить нарушенное право, но правонарушитель заслуживает еще и наказания[1].
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, права и законные интересы человека и гражданина, все формы собственности, государственные и негосударственные органы, природу, животный мир и т.п.
Выполнение указанных задач достигается реализацией следующих функций правоохранительных органов или направлений их деятельности:
- 1) прокурорского надзора;
- 2) расследования преступлений и иных правонарушений;
- 3) оперативно-разыскной деятельности[2];
- 4) исполнения решений судебных и иных государственных органов;
- 5) охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
- 6) исполнения уголовных наказаний;
- 7) осуществления регистрационного учета граждан по месту жительства или пребывания;
- 8) противодействия преступности;
- 9) предупреждения преступлений и иных правонарушений и др.
Эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов.
Вопросы практики
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию.
Например, ФССП России — функцию исполнения решений судебных и иных государственных органов. Других функций она не выполняет. А на отдельные органы
возлагается осуществление нескольких функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-разыскную деятельность, расследование преступлений, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, противодействие преступности.
Отдельные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора — только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-разыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами ФСБ, ФСИН России и некоторыми другими органами.
История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция предварительного расследования преступлений передана из ведения Генеральной прокуратуры РФ Следственному комитету РФ. Из полномочий органов внутренних дел исключены функции исполнения уголовных наказаний и осуществления регистрационного учета граждан. Ставится вопрос о выделении следственного аппарата из МВД и ФСБ России с передачей их Следственному комитету РФ.
Следует отметить, что функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Нет конкретного (отдельного) правоохранительного органа, который был бы специально уполномочен на ее осуществление. Названную функцию обязаны выполнять все правоохранительные органы, так как реализация любой другой функции направлена на предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Важное значение имеет вопрос о деполяризации правоохранительных органов. Во времена Советского Союза они были призваны реализовывать политику Коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной системы и установлением в государстве многопартийности стало понятно, что правоохранительные органы не могут служить осуществлению интересов какой-либо партии, т.е. была проведена их деполяризация. В соответствии с Конституцией РФ они должны служить государству, всему народу.
Таким образом, правоохранительные органы — это специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на охрану и защиту жизни, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, всех форм собственности, государственных и негосударственных организаций, окружающей природной среды